Дистанционное образование глазами преподавателей

Пандемия коронавируса по всему миру сильно изменила отношение людей к современным информационным технологиям. Не осталась в стороне и сфера высшего образования. Высшие учебные заведения вынуждены были переключиться в период карантинных ограничений на дистанционный формат образования. Появилось множество вопросов относительно этих изменений. Ранее на некоторые из них мы попытались ответить, проведя опрос «Дистанционное обучение глазами студентов«. Теперь же мы рассмотрим взгляд преподавателей на дистанционное образование, на основе экспертного стандартизованного опроса.

Опрос экспертов методом онлайн интервью проводился с 26 ноября по 3 декабря 2020 г. В опросе приняло участие 4 эксперта, преподавателя высших учебных заведений Узбекистана. Условием для отбора экспертов являлось стаж преподавательской детальности не менее 5 лет, а также опыт преподавания в дистанционной форме обучения студентов. Отобранные эксперты преимущественно преподают на русском языке. Возраст экспертов от 30 — 40 лет.

Интервью проводилось посредством сервиса видеоконференции ZOOM, по стандартизированному вопроснику методом персонального онлайн интервью.

Интервьюеры попросили экспертов в целом оценить формат дистанционного образования по шкале от 1 — 5, где один 1 — очень плохо, а 5 — очень хорошо, средняя оценка экспертов на этот вопрос оказалась 3 балла (от есть средне).

Среднее значение пропорций которое хотели бы в будущем видеть в учебном процессе эксперты свелось к значению 70% — традиционного обучения и 30% — дистанционного.

В целом эксперты считают, что традиционный формат образования необходим и при том в большей степени, однако считают необходимы сохранить в будущем также и дистанционный формат обучения, но в значительно меньших пропорциях. Результаты анализа количественных вопросов выявили высокую степень однородность мнения экспертов, что может быть связано со схожестью социально-демографических и профессиональных характеристик отобранных экспертов.

Качественный анализ ответов экспертов дал возможность выявить некоторые важные особенности и отличительные черты этих форматов образовательного процесса. В частности в таблице ниже приведены основные преимущества и недостатки дистанционной формы образования.

ПреимуществаНедостатки
Экономия времени преподавателяНевозможность объективной оценки знаний студента
Экономия материальных средствНедостаточная вовлеченность студентов в учебный процесс
Интеграция заинтересованных лиц (студентов и преподавателей)Рассеивание внимания студентов
Высокий уровень мобильностиСлабый уровень технической оснащённости вузов

Также эксперты предложили ряд рекомендаций.

Один из экспертов дифференцирует понятия «дистанционное образование» (ДО) и «онлайн образование». И предлагает применять ДО только в целях краткосрочного обучения в рамках конкретных дисциплин. Другой эксперт выразил мнение о необходимости возврата к традиционной форме обучения, что позволит повысить качество учебного процесса.

Все эксперты сходятся во мнение о том, что необходимо проявлять креативность, и использовать творческий подход при подготовке к проведению занятий. Также предлагается более широко использовать возможности современных информационных технологий.

Мнение экспертов сходится в том, что наиболее эффективный формат обучения – традиционный, то есть очный. Однако, некоторые эксперты высказали мысль, что онлайн обучение имеет явные преимущества, и в будущем должно быть использовано для проведения занятий с большими группами студентов, которые невозможно охватить в традиционном формате, в том числе и когда речь идет об интеграции студентов из различных вузов во время семинарских занятий. Экспертами дистанционный формат рекомендован как оптимальный для проведения занятий со студентами заочной формы обучения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *