О школьниках, учебниках и литературе

Мы продолжаем изучать школьное образование на примерах уроков литературы и изучения народных эпосов учениками общеобразовательных школ. Ранее при проведении пилотного опроса нам удалось выявить некоторые тенденции в мнениях учеников и учителей. В данном исследовании нам удалось расширить объем выборки и сделать результаты более содержательными.

С целью определения роли современных учебников «Литература» в преподавании и изучении литературного материала была проведена экспериментальная работа среди учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ. Разработка данного исследования основана на серии пилотных опросов, проведенных среди учеников и учителей средних школ Республики Узбекистан. Ранее нам удалось выяснить, что в целом существует необходимость более широкого применения современных интерактивных методов преподавания, в то же время существует запрос на увеличение учебных материалов в формате видео и мобильных приложений (подробнее здесь).

Нами было принято решение углубится в тему и провести дополнительный опрос расширив объем выборки до 279 респондентов. Респонденты отбирались в трех школах города Ташкент, среди учеников 7,8 и 9 классов. Распределение учеников по школам и классам носило равномерный характер, по полу ученики распределены следующим образом: мальчики – 53,0%, девочки – 47,0%. Данные собирались методом анкетирования. Репрезентативность исследования в масштабах изучаемой группы обеспечена применением многоступенчатой стратифицированной выборки, с десятипроцентной ошибкой, на уровне надежности 95%.

Общие сведения опроса «Школьники и эпосы»

В качестве основных критериев опроса нами был выбран ряд вопрос показывающих заинтересованность учеников в уроках литературы, в частности на вопрос «Вам нравятся уроки литературы?», 42,7% участников опроса ответили – да, 29,0% — сообщили о среднем уровне интереса, и 21,9% респондентов сообщили, что им не интересны уроки литературы. После методом кросс-частотного анализа мы решили выяснить тенденции в данных ответах среди отобранных по социально-демографическим показателям. Результаты опроса показывают, что в целом уроки литературы в школе более интересны девочкам, в то время как мальчики в большей степени показали средний уровень заинтересованности.

Результаты опроса «Школьники и эпосы»

Также для проверки гипотезы о влиянии преподавателя и уклона самой школы в области проведения занятий литературы мы осуществили другой кросс-частотный анализ, по классу учащихся.

Нами также выдвинуто предположение о связи интереса к предмету «литература» с форматом подачи учебных материалов. Мы предложили ученикам оценить три основных формата подачи материала по пятибалльной шкале, где 1 означала совершенно не эффективен, а 5 – очень эффективен.

Результаты опроса «Школьники и эпосы»

Наиболее эффективными форматами учебных материалов признаются аудио и видео. Следует также отметить и тот факт, что в пилотных опросах на меньшей по объему выборке наиболее удобным был выбран видео формат. Также ученики в большей степени считали, что учебники, объединяющие все эти форматы в виде мобильного приложения, были бы максимально полезны. В то же время, результаты расширенного опроса показывают смещение оценки полезности мобильного приложения в качестве учебника литературы в сторону увеличения более средних оценок.

Результаты опроса «Школьники и эпосы»

Изучение результатов опроса в целом показывает тенденции к усилению запроса современных учеников на учебные материалы в более современных форматах, несмотря на привязку самого предмету к текстовым материалам. Однако существует также и чувствительность в ответах респондентов к объему и модели выборки, что в данном случае является важным ограничением. В последующем для более глубоко и содержательного изучения обозначенной предметной области необходимо расширить объем выборки и набор измерительного инструментария, однако не смотря данные ограничения, уже сейчас можно сделать ряд выводов, основанных на тенденциях, выявленных в результате проведения текущего исследования:

  1. Существует необходимость создания новых, современных учебников по предмету литература;
  2. Традиционный для этого предмета текстовый формат считается современными учениками недостаточно эффективным, в противоположность аудио и видео форматам;
  3. Существует запрос на создание учебников в формате мобильного приложения, который объединяет в себе все прочие рассмотренные выше форматы;
  4. Также существует необходимость переподготовке педагогических кадров в сторону улучшения их навыков работы с этими современными форматами учебных материалов;
  5. Важную роль в создании учебников нового типа играет внимательная и детальная проработка дизайна этих учебников;

Все предложенные выше рекомендации по мнению исследовательской группы, способны привести к значительному увеличению интереса к предмету «литература», а также будут способствовать лучшему усвоению знаний в рамках этого предмета.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *