Продолжая тему банковских услуг, наконец-то нашлось время опубликовать результаты исследования которые было проведение ранее в ноябре 2022 года. Данный опрос посвящен изучению мнения населения о банковских
Опрос проведен с 29 по 30 ноября 2022 года. Опрошено население в возрасте от 18 и старше лет в 7 регионах Республики Узбекистан. Общий массив опроса составил 67 респондентов, из них 37,3% – мужчины и 62,7% женщины. Количество респондентов в каждом регионе было распределено следующим образом: Республика Каракалпакстан – 3,0%, Андижанская область – 1,5%, Кашкадарьинская – 3,0%, Навоийская – 1,5%, Ташкентская – 14,9%, Ферганская – 1,5%, г. Ташкент – 74,6.
Возрастной состав опрошенных: 18-19 лет – 7,5%, 20-29 лет – 56,7%, 30-39 лет – 23,9%, 40-49 лет – 7,5%, 50 лет и старше – 4,5%.
Состав опрошенных по виду занятости: работающие – 41,8%, студенты и учащиеся – 47,8%, домохозяйки, находящиеся в отпуске по уходу за ребёнком – 10,4%.
Данный опрос не является репрезентативным, основная его цель демонстрация возможностей опроса для получения важной информации, способствующей решению прикладных задач. Отбор респондентов осуществлялся методом стихийной выборки.
Сбор информации осуществлялся посредством проведения опроса, методом онлайн анкетирования по единой стандартизированной анкете с использованием сервиса Google Forms.
Цель проведения данного исследования выявлений некоторых тенденций в сфере банковских услуг. В качестве методологической основы использованы результаты проведенных ранее исследований в данной области.
Одно из таких исследований проводилось в 2020 году Центральным банком Республики Узбекистан. Исследование проводилось в Ташкенте среди клиентов банков посредством блиц-интервью. В нем приняло участие 1 092 респондента (450 – физических лиц и 642 – предприниматели).Критериями оценки стали: надежность, компетенция, отзывчивость, поддержка клиентов.
В нашем опросе мы не применяли комплекс критериев для оценки, а задали лишь вопрос об общей оценке уровня оказания
услуг банками Узбекистана, без привязки к конкретному банку
Как видно из диаграммы, большинство участников опроса охарактеризовало качество предоставления услуг банка как среднее, что может свидетельствовать о востребованности повышения качества банковских услуг. Далее мы рассмотрели ответы на вопрос об уровне услуг, в разрезе двух основных демографических параметров пола и возраста
Пол респондентов | По Вашему мнению как можно охарактеризовать уровень оказания услуг местными банками? | ||
Плохо | Средне | Хорошо | |
Мужчины | 20,0% | 64,0% | 16,0% |
Женщины | 7,1% | 78,6% | 14,3% |
Возраст респондентов* | По Вашему мнению как можно охарактеризовать уровень оказания услуг местными банками? | ||
Плохо | Средне | Хорошо | |
До 30 лет | 11,6% | 76,7% | 11,6% |
Старше 30 лет | 12,5% | 66,7% | 20,8% |
Также одной из важных задач данного исследования было выявления уровни узнаваемости различных банков и осведомленности об их присутствии на рынке банковских услуг Узбекистана. Для чего респондентам был задан вопрос с возможностью выбора нескольких вариантов ответа. Общий список названных респондентами банков, которые им известны составил 15 позиций. Вопросы данного характера могут позволить дать общую оценку того или иного банка в общественном сознании. К примеру, в данном вопросе позиция NBU на 1 месте.
Помимо изучения мнения потребителей о общем уровне качества оказания услуг и узнаваемости банков мы выяснили какие из банковских прудков и услуг наиболее интересны несению.
Тип продукта | Совершенно не важен | Не важен | Не особо важен | Важен | Очень важен |
Автокредит | 20,9 | 13,4 | 28,4 | 13,4 | 23,9 |
Ипотечный кредит | 11,9 | 10,4 | 23,9 | 14,9 | 38,8 |
Потребительский кредит | 25,4 | 16,4 | 22,4 | 13,4 | 22,4 |
Онлайн микрозайм | 29,9 | 16,4 | 19,4 | 11,9 | 22,4 |
Сумовые вклады | 13,4 | 7,5 | 31,3 | 16,4 | 31,3 |
Вклады в иностранной валюте | 13,4 | 13,4 | 26,9 | 14,9 | 31,3 |
Денежные переводы за рубеж | 11,9 | 11,9 | 20,9 | 11,9 | 43,3 |
Подобные вопросы позволяют не только оценить основные потребности населения в оказании того или иного рода услуг, но также дают возможность соизмерить ответы с банковскими финансовыми показателями текущих продуктов по типам и при необходимости скорректировать акценты на развитие групп банковских продуктов.
В завершении мы предприняли попытку выяснить что является ключевым фактором при выборе банка и дальнейшего взаимодействия с ним с точки зрения участников опроса. Как показал опрос, свыше трети респондентов готовы совершить переход в другой банк при условии, что там будут предоставлены более привлекательные условия по кредитованию и вкладам (37,3%). Второй по полярности причиной для перехода в банк названо ухудшение сервиса в текущем банке, что в целом подтверждается весьма средним уровнем оценки качества оказания банковских услуг в стране.